На главную Ксебе Назад Дальше

"Камо грядеши"

Недавно произошли два не связанных между собой , но знаковых события: публикации в местном еженедельнике "Тумба" "криминальной были" "Сводня" г-жи Л. Валериной, и в уважаемой мной "Литературке" интервью с "популярным писателем" Е. Монахом, плодовитым сочинителем "криминального чтива".

Обе эти публикации, не смотря на колоссальную разницу в художественном уровне, роднит одно - абсолютная аморальность и полное отсутствие каких-либо нравственных принципов. В первом случае - это апология проституции, как единственному способу улучшить свое материальное положение; во втором - идеализация уголовного мира и утверждение, что "... В принципе, убийство ничего особенного собой не представляет. Не такое оно уж и страшное - просто одна из статей Уголовного кодекса... Например, если конкуренты не могут договориться, то один убивает другого - это естественно". (!)

Похоже, средства массовой информации с новыми силами принялись за целенаправленное и методичное разрушение пирамиды моральных и духовных ценностей.

Естественно, скотиной всегда легче управлять, чем человеком: достаточно кнута или клочка сена - и все дружно пошли, куда гонит пастух. Может быть это и обидно, но, тем не менее, одичание людей идет семимильными шагами !

За какие-то семь лет независимости Казахстана все уже свыклись, что воровство (тем паче в крупных размерах) - не грех, а просто образ жизни, что слова "бизнесмен", "предприниматель" являются эвфемизмом понятия "вор"; проститутка - тоже стала вполне уважаемой профессией, но пока все-таки опасной и весьма зависящей от экстерьера.

Судя по всему, следующей престижной профессией станет (и уже становится) киллер, сиречь, наемный убийца!

Но самое, по-моему, страшное, что вполне "добропорядочные" матери и отцы семейств с нескрываемой гордостью хвастаются знакомым своими детьми, как прекрасно они устроились: у одной дочь - валютная проститутка в Москве; у другого - сын после военного училища занимается рэкетом!

Если это не одичание, то как это можно еще назвать?

А так как культурное пространство в нашей стране в целом, а в нашем городе в частности, резко сужается, стягиваясь в точку, мы имеем то, что имеем.

Исторически это объяснимо, поскольку, как прежние марксисты-ленинцы, так и нынешние "суверенбаи" ничтоже сумнящеся считают, что атлантический вариант устройства общества является венцом развития, а все остальные цивилизации - лишь ступени восхождения от варварства к культуре по единой столбовой дороге человечества.

Поэтому схема действия кажется им очевидной - надо лишь преодолеть варварство - и на его место придет культура. Искоренить плохое свое - и на опустевшем пространстве появится чужое хорошее. Однако, на деле результатом явилось лишь то, что для абсолютного большинства граждан нашей страны понятие культура свелось лишь к понятию культуры потребления.

И, поскольку аскетические цивилизации на этом поле всегда проигрывают гедонистическим, результат был заранее предрешен. Наша страна теперьможет считаться страной дикарей, коль скоро разочарование в своей культуре потребления перечеркнуло в глазах этого большинства всю свою многовековую культуру.

Среди множества определений культуры существует одно, на мой взгляд, наиболее всеобъемлющее : "Культура есть совокупность действенных методик превращения животных желаний и инстинктов в человеческие отношения".

То есть желаний , связанных с задачами непосредственного биологического выживания, в отношения, как бы отвлеченные от мира сего. Не только пожрать вкуснее всех, но и написать стихотворение, дабы не стыдно было и перед Пушкиным. Не пихнуть женщину под автобус, чтобы отнять у нее сумочку, но наоборот, помочь женщине в него войти.

Распад культуры - это ситуация, когда действенность таких методик резко ослабевает. Возникает вопрос - почему? Различные цивилизации на протяжении многих веков своего развития вырабатывали эти методики - но разные.

И методики одной цивилизации не обязательно подойдут другой. Они неразрывно связаны со стереотипами поведения, традициями и, главное, основной ценностью цивилизации, с ее, так сказать, идеей.

Они апеллируют к ней, опираются на нее. Если основная ценность для большинства населения перестает быть ценной, методики перестают работать и превращаются, в лучшем случае, в мертвые ритуалы.

Традиция - вещь тоже очень мощная. Но проявляется она не в том, что все четко формулируют себе ее положения и сознательно с ними соглашаются. Дело в том, что когда жизнь течет в русле традиций, люди бессознательно считают происходящее правильным, испытывают спокойствие и уверенность в завтрашнем дне , доверие к власти, друзьям, коллегам. А когда жизнь начинает вилять по чужим руслам - испытывают все с точностью наоборот.

В общем виде идею нашей евразийской цивилизации можно сформулировать просто: не хлебом единым... Люди , группы людей и государства в целом живут и трудятся не абы как , а ради некой высокой надличностной цели.

На протяжении многих веков эта цель была чисто религиозной: царствие небесное. Коммунисты заменили в пирамиде ценностей один, но самый верхний, самый значительный элемент и получили новую религию, которая худо-бедно осуществляла свои функции почти 70 лет. Но еще в 1931 г. русский философ Н.А.Бердяев по этому поводу пророчески писал:"...Когда эта религиозная энергия иссякнет,... на территории бывшей Российской империи воцарится такое пещерное шкурничество, от которого содрогнется весь цивилизованный мир..."

Теперь в расшатанное постоянными заменами гнездо каждая группировка, претендующая на лидерство, как сорока тащит свою побрякушку, а когда пирамида, не выдерживая напряжения, разрушается, наступает полное скотство!

Вне зависимости от силы или слабости, Российская империя ,и ее рудименты - страны СНГ, теоретически (каждая в большей или меньшей степени) до сих пор являются цивилизационным конкурентом атлантическому миру. Потому что ее культура не признает бессмысленной жизни и деятельности. Не признает не одухотворенного высокой целью материального производства. Не понимает, что такое эффективность производства, если непонятно зачем она, а тем более, если понятно, что она невесть зачем.

Многочисленные подтверждения этому тезису можно найти в русской литературе, например, у Н.С.Леского:" Единственное приемлемое занятие для руссого человека - писать стихи и думать о Боге!", к Л.Н.Толстого:" Люди ... почти никогда не занимаются тем единственным делом, которое одно предназначено им и включает все остальные - улучшением своей души. То, что именно это дело предназначено человеку, видно из того, что это единственная цель, для достижения которой человеку нет препятствий". Все лучшие образцы литературы нашей цивилизации посвящены одной теме - борьбе добра и зла в душе человека. Тот же Н.А.Бердяев писал :"Российский человек никогда не был буржуазным, не имел буржуазных предрассудков, не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам".

Атлантический мир счел, что главной целью материального производства является наиболее полное и изощренное удовлетворение потребностей человека, просто как биологического существа. Евразийская же тяга к осмысленности считает излишним и даже нелепым все, что не работает на высокую цель.

И когда у нас вдруг начинает культивироваться утверждение, что личный сиюминутный успех есть высший критерий правильности жизни и высший ее смысл - наши "методики превращения животных желаний" пасуют. Установки на индивидуальный успех и установки на сверхценности не совмещаются.

Многие из тех, кто не захотел или не сумел "присосаться" ни к какой "халяве", а продолжают просто работать как и раньше, все рвно работают уже иначе - не делают, а отделываются, постоянно ощущая некую, не выражающуюся вербально, но фатально отражающуюся на качестве труда бессмысленность, бесцельность своего унылого шевеления.

Понятие национальной идеи и понятие коллективной цели материальной деятельности неразрывно связаны друг с другом. В сущности, это разные названия одного и того же.

Определив смысл общенационального производства, мы найдем и национальную идею, которая не будет иметь к национализму ни малейшего отношения. Но такая цель не должна повторять уже отработанные и изжившие свое варианты.

Следует заметить, что материальное производство, ориентированное на удовлетворение биологических, а не ментальных потребностей, универсально - оно -для всех, и в нем могут быть заинтересованы все , независимо от образования, убеждений, национальной, политической, конфессиональной принадлежности.

Одухотворенное же не животной целью материальное производство всегда оставит незаинтересованными тех, для кого эта цель не является ценной. Те, кто сейчас пытается придумать для нашей страны национальную идею, должны помнить, что если эта попытка увенчается успехом, общество вновь станет в какой-то мере идеократичным.

Но если этого не произойдет, в концерте представленных на нашей планете культур Казахстан станет подобен замолчавшему, сломавшемуся инструменту. В спектре цивилизаций он окажется блеклой, бесцветной и лишь мешающей слиянию цветов полосой , то есть сделается лишним. А это значит, что он будет обречен на долгое и мучительное сползание в могилу на кладбище цивилизаций, на утрату самостоятельности, жизненной энергии, исторической перспективы.

Выбрать между этими двумя вариантами будущего каждому вольно в зависимости от своей собственной системы ценностей. Но - осознанно. Понимая, на что он решается и от чего отказывается, и по какому пути собрался идти.

.... В одном из последних номеров "Литературки" прочитал рядовой, по нынешним временам, судебный очерк. Два семиклассника среди бела дня ограбили квартиру родителей своей же одноклассницы. На свою беду она была дома и спокойно открыла дверь хорошим знакомым, с которыми рассталась пару часов назад. Они ее долго пытали, стараясь узнать, где лежат деньги, ничего не добившись, зверски зарезали ее кухонными ножами. В квартире нашшли практически мелочи - телефон, часы, несколько серебряных ложек, около ста долларов. Их, естественно, через несколько дней поймали, судили, дали сроки соответственно возрасту.

Примечательно другое - на суде выступил одноклассник убийц и их жертвы и возмущенный суровостью приговора сказал примерно следующее:" Почему из-за одной - единственной "мокрухи" такой срок вкатили? Они же в квартире ничего не взяли!"

Nо comment...

Куда идем, господа?

 

На главную Ксебе Назад Дальше

н

 



Hosted by uCoz