Сколько себя помню, все самое волнующее в моей жизни - слезы и радость, тревогу ожидания и счастье сбывшихся надежд, - я пыталась выразить не песней, не словом, а движением. Может быть, именно это желание передать свои мысли и чувства в танце, причем в танце фантастическом, неземном, заставляло часами просиживать перед телевизором во время трансляций классических балетов, которые в 70-х годах были явлением нередким. |
||
Как ни банально это будет звучать, но мой путь к танцу был тернист и непредсказуем. Запомнилась детская балетная студия, марлевая крахмальная пачка, которую перед занятием нужно было тщательно расправить, запах навощенного паркета в Доме культуры, где располагалась студия. Даже любимая кукла была названа Майей по имени знаменитой балерины. После школы был институт, не имеющий ничего общего с хореографией, и техническая специальность. Но провидение и тут позаботилось о моем призвании, снабдив это учреждение самой сильной самодеятельностью Алма-Аты. Я была просто обречена, т.к. преподаватель, читавший нам "Советское право", Джантаев Б.М., был профессиональным дипломированным танцором. Правда, сначала он все-таки стал нашим учителем танцев, и лишь на старших курсах - правоведом. Но кроме него были такие мастера А-Атинского балета, как Мажикеев К. и Байдаралин Ж., они вдохнули в меня жизнь и участвовали при рождении. Их уроки я помню до сих пор. Мне везло на учителей, они были требовательны и беспощадны. Я обожала их! После института со всеми "глупостями" , казалось бы, было покончено. Вышла замуж, родила дочь и возвратилась в тогдашний Шевченко. Я очень серьезно отнеслась к рождению ребенка и даже не помышляла о том, чтобы вернуться к любимому делу, волею обстоятельств не ставшему судьбой. Но неисповедимы пути Господни! Чему быть, того не миновать. А уж если что-то горит в твоей душе неугасимо, тому найдется применение. На городском празднике случайно увидела танцевальный коллектив, который был для меня за шкалой досягаемости .В тот же момент я поняла, что должна быть с ними. Наверное, есть что-то общее с "Гадким утенком" Андерсена, который инстинктивно тянется к себе подобным, не ведая, кто он. Сейчас этот коллектив называется "Альтаир". Тогда он не имел названия и руководила им очаровательная, молодая женщина, хрупкая, веселая и подвижная как подросток, Лидия Кудряшова.Трудно было представить ее серьезным педагогом, пока я не попала на репетицию и не увидала, какой мужской характер скрывается за внешностью почти девочки, что даже серьезные, взрослые мужчины были школьниками на ее занятиях. Именно на ее репетициях все разрозненные знания выстроились в стройную систему технического совершенства. Она научила меня слушать и любить народную музыку, понимать народный танец. Но мечта о балете как радужная жар-птица продолжала маячить в бездонной голубизне. Свершилось! Лида предложила мне преподавать в свой вновь организованной школе. И этому предшествовала определенная работа. Не знаю, зачем и почему, с ранней юности я покупала все книги о балете, которые имели неосторожность попадаться мне на глаза. Мало что в них тогда понимая, я засматривалась фотографиями и пыталась прочитать знакомые и незнакомые термины, написанные по-французски. Как я оценила эти приобретения немногим позже! Опыт работы в школе был небольшим, всего полгода. Наверное, для определенного вида деятельности необходимо созреть. Но, скорее всего, в каждой вновь появляющейся возможности в первую очередь я определяю степень личной свободы. Это и оказывается решающим в случае выбора. Театру моды, поэзии и пластики "Тривия" нужен был хореограф-постановщик, и это был мой шанс. Не знаю, что могло бы мне помешать использовать этот шанс?! Это было очень заманчиво, а страшно стало потом, но об этом некогда было думать, потому что коллектив срочно готовил гастрольную программу. Ирина Фаниева, руководитель коллектива, не была ласковой "матерью" своим "детям". Человек с необузданным темпераментом и огромным творческим потенциалом, она могла помочь или заставить любого реализовать все свои возможности. Она не ограничивала в творчестве, но, как профессиональный режиссер, была невероятно требовательна. Это была хорошая школа, хотя и довольно жесткая! Повторюсь, мне везло на учителей! Я теперь точно знаю, что я могу это делать: я могу делать танцы, я могу учить людей, я люблю это делать! А все, что человек делает с душой, получается хорошо! Отработав контракт с группой, вернувшись в Актау, не сразу осознала необходимость работы с детьми. Опять вмешалось провидение: узнала, что требуется хореограф-репетитор классического танца -основы основ любой хореографииЭто то, что я знаю хорошо! Включилась в работу, не выпуская из рук книг по хореографии. Научилась их читать и понимать, имея практическое знание об этом. Эта область, требующая не меньшего творческого подхода, чем постановка танцев. Только здесь все глубже: не зная основ, очень трудно научиться чему-то серьезному. Тем более, что речь идет о физическом развитии. Именно развитии! Все обучение, как и везде, построено на усложнении программы. И вот тут очень важно соблюсти меру, не переусердствовать. Три года назад я положила первый камешек в создании своей студии, начав с детей, не прижившихся в бальном танце. Тогда их было всего шесть человек. Сейчас в студии около тридцати. Это то, что поддерживает меня в трудные моменты моей жизни, является мощным источником положительной энергии. Жаль мальчишек маловато - один, и тот мой сын Пашка. Надеюсь , что он будет первопроходцем, и у него появятся последователи. |