Фантазии на тему "Откуда есть-пошла русская земля" , или размышления дилетанта Патриотизм и ксенофобия В этом году, вероятно, в связи с выборами президента и очередной чеченской войной, в российских СМИ живо муссируется, казалось бы уже похороненная идея патриотизма. Похоже, идет подготовка почвы для выдвижения новой национальной идеи типа "Патриотизм. Государственность. Процветание. " или что-нибудь в этом духе. Что ж, дай Бог, чтобы на этой почве проросло что-нибудь жизнеспособное, но при этом нельзя забывать не единожды охаянную формулу Л.Н. Толстого: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя!" Весьма тонкая грань отделяет патриотизм от национализма, антисемитизма, прочих "анти...", в конечном счете, от злобной ксенофобии. А чтобы эту грань не перейти, нужна достаточно высокая внутренняя культура, умение слушать и слышать не только себя.Однако, ни пишущая братия, ни вещающая по радио и телевидению нынче этим не страдает. Поэтому под маской патриотизма выдаются совершенно дикие перлы: с одной стороны (сверху), в связи с засильем евреев в кино, театре, на телевидении, русская культура выражается в иудейскую, а с другой стороны (снизу), из-за засилья на рынках "черных", она же, культура, вырождается в тюрско-кавказскую. Поэтому делается самый простой вывод: чтобы сохранить родную исконно-посконную культуру, необходимо "очистить Россию от "не наших". Не зню, чего в этих высказываниях больше - дремучего невежества или животной ксенофобии? Тем более, что все в них поставлено с ног на голову. Берусь доказать, что те элементы иудейской культуры, которые так рьяно ищут в русской свежеобращенные "патриоты", есть неотъемлемая часть русской культуры, а тюрки сыграли основную и решающую роль в этногенезе русских. Для доказательства этого примем пока за аксиому утверждение О.Сулейменова и некоторых известных зарубежных историков о том, что город Киев основали хазары и погрузимся В глубь веков Вспомним все, что нам известно о хазарах и попробуем связать разрозненные факты логическими умозаключениями. Первое упоминание о хазарах на территории Восточной Европы относится к началу 6 в.н.э. Примечательно, что верхушка хазар исповедовала иудаизм. Проследим за происхождением этого народа, кто он, откуда, когда и как появился в Приднепровье. Для этого опустимся еще на полтора века. Во второй половине четвертого века тюркские племена хунну, кочевавшие в то время в Центральной Азии, объединившись с племенами угров, контролировавших территорию от Тобола до верховьев Камы, двинулись из Приуралья в Европу, где были названы гуннами. По мере движения гунны частью покоряли, частью присоединяли к себе встречающиеся на своем пути народы (сарматов в Северном Причерноморье, остоготов в низовьях Дуная, далее - северогерманские племена), и в Европу пришел мощный военный союз племен, который более полувека опустошал континент. Гунны дошли до Северо-Восточной Франции, где в 451 году были разгромлены на Каталунских полях войсками Западно-Римской империи в союзе с франками, бургундами, вестготами. После этого поражения союз гуннов распался. Угры осели в среднем течении Дуная. Остготы, оправившись от всех передряг гунского нашествия, в последнем десятилетии пятого века вторглись в Италию и разгромили Рим. Хунну и остатки сарматов двинулись домой, в Приуралье. Однако, дойдя до Босфора, гунны принимают поистине судьбоносное решение: пройдя через всю дикую Европу, они переправляются в Малую Азию, проходят на Ближний Восток, в "колыбель мировой цивилизации". Удивительно, но, придя в Византию, гунны утратили всю свою воинственность. За почти полувековое пребывание гуннов на Ближнем Востоке не зафиксировано ни одной стычки гуннов с местными народами! Более того, за это время они неоднократно отражали нападки арабов-мусульман на Византию. Наконец, на рубеже пятого и шестого веков гунны через Персию пришли на западный берег Каспийского моря, но это был уже не союз полудиких племен - это был цивилизованный народ с новым этнонимом - Хазары Как уже говорилось, пребывание хазар в Византии навело на них цивилизованный глянец. Похоже, еврейская община в Византии сыграла в этом решающую роль, поскольку иудаизм они приняли официальной религией, а основные элементы собственной культуры также заимствовали у евреев. В начале 6 века хазары основали одно из первых феодальных государств Евразии - Хазарский каганат во главе с каганом (кстати, термин "каган" также имеет древнееврейские корни). Хазарский каганат занимал обширную территорию : западное побережье Каспия от Закавказья до устья Волги, равнинную часть Северного Кавказа до Азовского моря, степную часть Крыма. На берегу Каспия, в устье Терека построили столицу - Семендер, который к середине 7 века соперничал по богатству и красоте с Константинополем. В то же время Хазарский каганат достигает наивысшего рассвета и могущества. С ним считается и самое сильное государство того времени - Византия. Византийские императоры вступают в браки с хазарскими принцессами. Юстиниан 2 женится на дочери кагана, получившей при крещении имя Теодора. Женой Константина 5 также была дочь кагана, в христианстве - Ирина, а ее сын, император Лев 6, известен в истории под именем Хазар. Византийские императоры создают при дворе хазарскую гвардию. Многие хазарские воины получали высокие чины в императорской армии и администрации. Хазары не были религиозными фанатиками. Скорее наоборот, их отличительной чертой была абсолютная терпимость к любым вероисповеданиям. Если знать во главе с каганом исповедовала иудаизм, то простой люд был волен верить во что угодно. Все гонимые по религиозным мотивам находили прибежище в каганате. Постоянный приток самых разнообразных свежих сил только укреплял государство. Поэтому стоявшая рядом с дворцом кагана синагога мирно уживалась с мусульманскими мечетями и христианскими церквями на окраинах. Однако, цветущий и богатый город Семендер просуществовал чуть более ста лет. И причиной этому - природный катаклизм. Каспий стал резко подниматься, затапливая огромные прибрежные территории. Жители побережья отступили на северокавказские равнины, в степи между Волгой и Доном. Море за десять-пятнадцать лет поднялось на 18 метров, поэтому скоро над Семедроном стали гулять волны. Каган приказал построить новую столицу в нескольких километрах выше нового устья Волги, назвав ее Итиль. Подъем Каспия подорвал экономику Хазарского каганата, так как государство жило в основном торговлей и скотоводством. Однако, после гибели Семендера, торговые пути из Византии в Среднюю Азию и далее в Китай, пошли по иранскому берегу Каспия, поэтому Итиль не стал крупным торговым центром, с другой стороны, были затоплены огромные территории прибрежных пастбищ. В такой ситуации, я полагаю, молодые родственники кагана, во главе с одним из его сыновей, решили расширить территорию, контролируемую хазарами, найти место для нового города, который мог бы стать со временем крупным торговым центром, подобно Семендеру. Думаю, эти планы нашли понимание кагана, и в начале восьмого века один из его сыновей и несколько племянников с дружиной, обозом предприняли Поход на запад Поход менее всего носил военный характер. Воины составляли , в сущности, только походное охранение. В основном, шли люди за лучшей долей, потерявшие все в Семендере : ремесленники, торговцы, мастеровые, священники, пастухи гнали стада. Хотя формально все время шли по хазарской территории, планируя выйти к устью Днепра и там заложить новый город, но уже в приазовских степях, устав отражать ежедневные наскоки печенегов, повернули на север, пошли вверх по левому берегу Днепра. Через месяц пришли на земли восточных славян : полян, кривичей, радимичей. На холмистом правом берегу сплошной стеной стоял лес - там лежали земли древлян. Земля была "богата и обильна". Переправились на правый берег, на холмах заложили Город Пришлось привлечь местных умельцев, поскольку дома здесь ставили деревянные, а не каменные или глинобитные как в Итиле или Семендере. А дальше все пошло естественным образом : хазары, где кнутом, где пряником, подчинили славян, обложили их данью, обещав защищать их земли от набегов печенегов. Несколько лет напряженно занимались строительством города, назвав его "Еки" ( второй после Итиля), славяне со временем переиначили его на свой лад в "Киев". Сын хазарского кагана провозгласил себя Киевским каганом, начав хазарскую династию киевских князей. Стали заключать династические браки с дочерьми старейшин славянских родов. Привлекали в город местных торговцев, ремесленников, мастеров. Поскольку были абсолютно толерантны к любой религии, не навязывали свою силой, однако, жены-славянки , а потом и их дети принимали иудаизм, что не мешало им продолжать верить в языческих богов. Тем более, что никто и не запрещал. Многие горожане сами принимали иудаизм, чтобы приблизиться к городской знати. Первые годы, будучи примерным вассалом, платили дань сюзерену - Итили, но далее, с ростом экономической мощи Киева, эти платежи сошли на нет. И через четверть века киевские купцы уже торговали с Хазарией, Византией, Восточной Европой, Средней Азией. Очень скоро Киев стал играть в Восточной Европе такую же видную роль, что и Хазария сто лет назад. В конце восьмого-начале девятого веков начинают строится новые города, уже являющиеся вассалами Киева : Полоцк на земле западных славян-витичей, на севере Новгород и Псков на землях угро-финских племен - мери, веси, чуди, на востоке - Чернигов. Одновременно с расцветом Киева происходил упадок Итили, поскольку впопыхах выбранное место для новой столицы, на окраине государства, лишило ее крупных торговых перспектив, а скотоводство и мелкие войны с соседями не способствовали процветанию. Видимо, поэтому к середине девятого века итильская верхушка вспомнила , что Киев давно уже не платит дани, оставаясь формальным вассалом Итили. Пригрозили киевскому кагану, что если Киев не выплатит дани, то Хазария соберет войско и разгромит Киев.Киев попал в сложное положение, поскольку в то время войска, кроме личной охраны кагана, просто не существовало. Хазарские воины давно умерли, их потомки с большим удовольствием занимались торговлей, а не военными делами, рубежи охраняли варяжские наемники. Тогда киевский каган решил нанять большой отряд варяжской "братвы", профессиональных убийц, которых в изобилии бродило в Северной Европе после гуннского нашествия. Похоже, что поход Хазарии на Киев не состоялся, иначе мы бы о нем знали. Люди всегда запоминают мгновения войн, но игнорируют столетия мира. Вероятно, с момента снования Киева и до начала девятого века, киевские каганы ни с кем не воевали, поэтому нам не известны их имена. Варяги составили основу профессионального войска. Скорее всего, приняли официальную религию. Их руководитель, сосредоточив в своих руках всю военную власть, вскоре вошел в ближайшее окружение кагана. Однако, во второй половине 9 века, он, чувствуя за собой реальную силу, захотел "сам княжить и всем владеть". Я полагаю, что около 870 года был совершен дворцовый переворот, киевский каган был убит, узурпатор женился на его жене, как это было принято в таких случаях, на Киевский престол сели Варяги Имя основателя династии нам неизвестно, но сына его мы уже хорошо знаем - это "вещий" Олег, "первый исторически достоверный киевский князь", как написано в Большом Энциклопедическом Словаре. В 878 году папа послал его на "практику" княжить в Новгород, а после смерти отца в 882 году он стал киевским князем. И тут полностью проявились его "казарменное" воспитание и дурная наследственность. О нем практически все известно : свое правление он начал с того, что "отмстил неразумным хазарам". За что? Вероятно, чтобы хазары не успели предъявить претензий к узурпатору за убийство своего близкого родственника - киевского кагана. Затем, напав на Византию, с которой Киев торговал почти два века, захватил Константинополь (Цареград) , заключил с Византией мирный договор, умер в 912 году. Его сын, Игорь, первым из киевских князей взял в жены не славянку, а скандинавскую принцессу Хельгу (Ольгу) пошел по стопам отца и плохо кончил. Нарушив договор Олега, опять воевал с Византией, опять заключил договор, опять в нарушении договора нападал на Византию, захватывал Цареград. Во время его походов Ольга правила жестоко и беспощадно. В 945 году Игорь был убит древлянами, возмутившимися непомерной данью. Ольга лично возглавляла карательную экспедицию, но тоже была убита. Их сын, следующий киевский князь Святослав Игоревич всю жизнь провел в войнах. Окончательно разгромил Хазарский каганат, воевал с Волжской Булгарией, с печенегами, ходил в походы на Болгарию, в 972 году был убит на Дунае печенегами. И, наконец, несколько слов о правнуке "вещего" Олега, сыне Святослава князе Владимире. До 980 года он княжил в Новгороде. В Киеве княжил его брат Ярополк. В 980 году Владимир, наняв очередную варяжскую банду, начинает войну с Ярополком, разбивает его дружину, захватывает Киев, убивает брата , берет его жену. Одновременно сватается к дочери полоцкого князя Рогнеде, получив отказ, идет на Полоцк войной, захватывает город, грабит его вместе со своими "отморозками", насилует Рогнеду на глазах радителей, увозит с собой, делает киевской княгиней, жену брата выгоняет. А через восемь лет после убийства Ярополка окрестил Русь и ста Владимиром "Святым".Вот как в буронокипящем котле зарождался русский народ, из какой среды вышла русская аристократия. Наконец, читатели, утомленные путешествием в глубинах веков, в праве потребовать Доказательства Разумеется, они есть. Но сохранились не в письменных источниках, а в памяти народной. Все, кто когда-либо был в Киеве, обязательно слышал легенду об основании Киева : с левого берега Днепра приплыли три брата : Кий, Щек, Хорив и сестра их Лебедь. Они заложили на холмах город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Если внимательно рассмотреть эту легенду, станет абсолютно ясно, что Киев основали тюрки. Во-первых, приплыли с левого берега, со стороны Степи, во-вторых, у подавляющего большинства тюркских народов лебеди и гуси входят в их самоназвание, становясь своеобразными тотемами.Например, первое, что приходит на ум: казахи (гуси белые), огузы (белые лебеди), куманы (лебединцы), карагасы (черные гуси). Кстати , хазары - тоже гуси, так как "каз, хаз, гас" на всех тюркских языках означает "гусь".Разберемся теперь с братьями. Как я уже предполагал, город назвали еки(нши) - второй. У славян практически нет слов, начинающихся с безударной гласной, поэтому первый звук в разговорной речи пропал, равно как и чужеродное окончание. Если вспомнить, что средневековые города начинали строиться с детинца, и один из предводителей хазар руководил этой стройкой, то отсюда и возникло его не имя, а прозвище - Кий, а потом и наименование города - Киев. Похожая ситуация и со вторым братом. В Киеве, на Подоле есть горка, до сих пор называющаяся Щековица. По преданию, на ней была резиденция легендарного Щека. Поскольку эта горка находится на некотором отдалении от центра, можно предположить, что на ней было выстроено передовое укрепление города, форпост. А строить решили на ней, так как ее вершина была безлесая, голая, на многих тюркских языках - ашик (пустошь) . На хазарском языке, поскольку он относился к булгарской группе, это звучало мягче : "ащек, ачек", отсюда появилось прозвище второго брата. Прозвище третьего брата также отражено в топонимике Киева - это Хорева улица и Хорева площадь, которые географически находятся между центром города и Щековицей. Полагаю, прозвище произошло от тюркских "хор", "хора" - "запас", "склад", (скотный) двор, загон, хлев. Возможно, он ведал материальным и продовольственным обеспечением похода, а затем - строительством. Еще одно подтверждение существования хазарской династии в Киева - это то, что до конца девятого века киевские правители именовались каганами. Я уже не говорю о том, что добрая треть старорусских слов имеют тюркское происхождение. Что же касается элементов иудейской религии и культуры, то они могли сохраниться только на генетическом уровне, так как все материальные следы дохристианских религий были беспощадно уничтожены Владимиром "Святым". И вычленить эти элементы из русской культуры способны только нынешние "ура-патриоты". Иудейские элементы явились тем семенем, брошенным в языческую славянскую почву, удобренную хазарами, варягами, позже - кипчаками и монголами, из которого и выросла русская культура. Однако, иудейский аромат доносят до нас сквозь века имена собственные. Вплоть до 14 века среди русских князей было популярно имя Давид, встречалось - Самуил. Думаю, от них пошли дворянские фамилии Давыдовых, Самойловых. До конца 19 века в русских дворянских семьях вдруг появлялись Абрамы, Исаи, Исааки. Примечательно, что древнееврейские имена Иван и Мария стали нарицательными для Русских! Заключение Из моих размышлений следует два забавных вывода. Первое - поскольку ни разу я не встречал приемлемого объяснения этнонима "Русь, русский", думаю, полезно нашим историкам-лингвистам поискать его истоки в древнетюркских языках. Второе - в этническом смысле, русские, украинцы, белорусы со всеми тюркскими народами, проживающими от Алтая до Закавказья, от Памира до Ледовитого океана, являются очень близкими родственниками, ближе двоюродных братьев! Поэтому глупо и неразумно в одной семье устраивать разборки и выяснять кто свой, а кто чужой. Тем более, что родственников не выбирают, других уже не будет. Думаю, что одной из главных задач для человечества в грядущем веке, должно быть следующая : научиться жить в мире, любви и согласии, хотя бы со своими ближайшими родственниками! |
н