Веселое имя - Пушкин Вначале приведу цитату из широко известной статьи Н.В. Гоголя, написанной еще в 1832 г.: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть , единственное явление русского духа : это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет..." Ну, что ж , двести лет прошло, развился ли русский человек до уровня Пушкина, или Пушкин как и в 1832 г. "есть явление чрезвычайное и единственное" ? Разумеется, скорее всего второе . Может быть лет 20-25 назад наше общество и сближались с ним, но с тех пор мы стремительно движемся в противоположных направлениях : Пушкин - вперед в ХХI век, а мы - назад к каннибализму ! Но за предъюбилейной шумихой, которая сравнима только с юбилеем В.И. Ленина в 1970 г. (в Росси уже и юбилейную медаль выпустили !) , совершенно утерян интерес к личности самого поэта, а ведь Пушкин - единственный бесспорный выдающийся человек во всей истории России. Да и в истории всего человечества с ним можно сравнить только титанов античности и Возрождения. Сразу прошу прощения, если оскорблю чувства верующих, но могу с полным основанием утверждать, что для русского человека Пушкин равновелик самому Христу ! Но не объекту поклонения, а как Учителю ! Недаром Олжас Сулейменов в стихотворении "На площади Пушкина" писал : "Кто видел Бога? Тот, кто видел Пушкина !" Все с детства знают, что Пушкин - великий поэт , но мало кто понимает, что Пушкин - великий человек ! Это, скорее всего , потому, что "благодаря П.Е. Щеголеву и его советским последователям -"пушкинистам" у нас со школьных лет сложился стереотип о Пушкине, как о поэте-интеллигенте, замученным царским режимом".Но тогда как соотнести с этим стереотипом слова А. Блока :"Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин ! Этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, изобретателей орудий убийства,мучителей и мучеников жизни.И рядом с ними-легкое имя: Пушкин !" Может быть, поэтому в последний год складывается другой стереотип Пушкина : "баловень судьбы", большой любитель женщин (самое популярное произведение нынче - его "донжуанский список"), картежник, дуэлянт. Посмотрим же, как ему всю жизнь "везет" : бездомность, ссылки, скитания, запреты, постоянное безденежье, непонимание современников в конце жизни, трагическая дуэль, смерть. В 40-х годах прошлого века в литературе получила распространение плодотворная идея определяющего воздействия окружающей среды на судьбы и характер человеческой личности. Но у каждой идеи есть и обратная сторона: в повседневной жизни среднего человека она обернулась формулой "среда заела", не объясняющей, но и оправдывающей господство обстоятельств над человеком, которому отводилась пассивная роль жертвы. Интеллигент второй половины ХIХ в. (да и столетие спустя) оправдывал свою слабость, запои, духовную гибель столкновением с непосильными для него обстоятельствами. И он, прибегая к привычным схемам, утверждал, что судьба была более милостивой к дворянскому интеллигенту, чем к нему - разночинцу. Разгадка того, почему сибирская каторга декабристов или скитания Пушкина кажутся нам менее мрачными, чем материальная нужда бедствующего по петербургским углам разночинца середины прошлого века или безработного интеллигента конца века нынешнего, лежит в активном отношении личности к окружающему: Пушкин властно преображает мир, в который его погружает жизнь, вносит в него свое душевное богатство, не дает "среде" торжествовать над собой. Заставить его жить так, как он не хочет, невозможно. Поэтому самые тяжелые моменты его жизни светлы - из известной формулы Достоевского к нему применима только первая часть: он бывал ОСКОРБЛЕН, но никогда не допускал себя быть УНИЖЕННЫМ!Создается впечатление, что мы должны быть благодарны Александру I за то , что он сослал Пушкина на юг и тем самым оказал ему (и русской поэзии в целом) неоценимую услугу: спонтанно созревший в нем романтизм получил свое оформление в виде "южных" поэм, "Бахчисарайского фонтана", замысла и двух глав "Евгения Онегина" ! "Благодаря" Воронцову Пушкин сослан в Михайловское. Он в отчаяньи: нарушены творческие планы, оборваны все связи. Вяземский совершенно серьезно писал Н. Бестужеву, что деревня зимой хуже крепости, и он очень опасался, что Пушкин там сопьется ! Но и здесь Пушкин не захотел быть жертвой обстоятельств : написаны пять глав "Евгения Онегина", первая русская историческая драма "Борис Годунов", множество лирических стихотворений, подготовлен к печати итоговый сборник "Стихотворения А.С. Пушкина".Представьте теперь себя на его месте в Болдинскую осень: перед свадьбой он попал в "мышеловку" карантинов, не знает, будет жива ли невеста ( в Москве эпидемия) , не знает, будет ли свадьба вообще, так как нет денег и перед отъездом вдрызг разругался с будущей тещей, сам на переднем крае холеры ! Все это вместе взятое могло сломить и очень сильного человека. А ему будто опять повезло. Созданное им за три месяца (!) Болдинской осени могло прославить на века любого другого писателя, а у Пушкина - это лишь эпизод творческой биографии. Стремление не поддаваться обстоятельствам было его постоянным жизненным импульсом. Вот он лежит с разорванными кишками и раздробленным тазом. Боль, видимо, страшная, но на слова Даля: "Не стыдись боли своей, стоная, тебе легче будет", отвечает поразительно: "Смешно же, чтобы этот вздор меня пересилил, не хочу..." И это , когда он почти не мог говорить от боли. Арендт (врач) говорил, что был в тридцати сражениях и не видел ничего подобного. За образом легкомысленного "гуляки праздного" скрывался человек поразительной воли и мужества, по словам его друзей "просто не ведающий, что такое страх"! О последних месяцах жизни и о "загадках и тайнах" (с легкой руки Щеголева) дуэли Пушкина написано , по-моему, больше книг, чем написал он сам, но это - тема отдельного разговора. Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому была дана удивительная способность - быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А. Блок писал:"... Пушкин легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта не легкая и не веселая, она - трагическая..." И в этом источник бесконечного обаяния Пушкина, причина неиссякаемого интереса к его личности. |
н